Рисунок 6. Поздравление М.И.Будыко с 80-летием. Государственный гидрологический институт.
Справа налево: М.Е.Берлянд (стоит)(ГГО),К.М.Лугина (сидит) (ГГИ), Л.А.Строкина, Е.Л.Жильцова (ГГИ), Н.А.Лемешко (ГГИ),Н.Ю.Кондрашова (ГГИ), Ю.А.Израэль (РАН), К.И.Кобак (ГГИ),О.А.Анисимов (ГГИ), М.И.Будыко(ГГИ), И.И.Борзенкова (ГГИ),Н.А.Ефимова (ГГИ), Г.В.Менжулин (ГГИ), И.М.Байкова (ГГИ)
Статья Байковой И.М. и Зюкиной С.Л. «Адаптация к изменению климата: история и современность» опубликована в Материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «География, экология, туризм: новые горизонты исследований« (Том 1, стр.125-130 ), Воронеж,10-12 октября 2024.
Электронную версию сборника конференции можно скачать по ссылке:
http://www.geogr.vsu.ru/Novosti2/202410_90/202410_90.html
АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
И.М.Байкова**, С.Л.Зюкина*
irinabaykova@yandex.ru
*Санкт-Петербургский Государственный экономический университет, Россия
**ООО «Агенство музейных коммуникаций», г. Санкт-Петербург, Россия
Проблема адаптации к изменениям климата проявилась в начале 1970-х годов в связи с возникновением ответственной задачи по оценке изменения глобального климата под влиянием деятельности человека. В июле 1970 г. на совещаниях в Вильямстауне и в июле 1971 г. в Стокгольме — метеорологи и климатологи из 14 стран подготовили монографии, посвященные указанной проблеме [5,6]. В августе 1971 г. в Ленинграде был проведен международный симпозиум по физической и динамической климатологии, на котором обсуждалась проблема, связанная с влиянием человека на климат и его последствиями для природной среды. В работе симпозиума приняли участие известные ученые в области климатологии, моделирования климата и физики приземного слоя из 20 стран. Среди них были ведущие климатологи из Германии (Г. Флон) и США (Джозеф Смагоринский, Хельмут Ландсберг). М.И. Будыко (СССР) на этом совещании высказал идею о глобальном изменении климата в будущем, обусловленную влиянием увеличения в атмосфере концентрации углекислого газа и других «парников газов», выделение которых в атмосферу связано с деятельностью человека. Известные специалисты по климатологии были сторонниками развития в ближайшем будущем глобального похолодания, вызванного усилением аэрозольного загрязнения в результате деятельности человека и, соответственно, ослаблением приходящей солнечной радиации и, поэтому не разделяли мнение М.И.Будыко о будущем тренде глобального климата в сторону потепления. Различия ведущих ученых мира во взглядах на будущее климата показали острую необходимость исследований влияния антропогенной деятельности на климат в ближайшем будущем. Таким образом, международный симпозиум по физической и динамической климатологии 1971 года стал важным событием в области изменения климата и адаптации к ожидаемым его изменениям.
М.И.Будыко продолжил исследования, стремясь найти подтверждение своей концепции влияния антропогенной деятельности на климатическую систему. В 1970-х гг. была создана группа ученых, которые на основе разработки методики расчета и картирования составляющих теплового баланса земного шара, продолжили свои исследования по проблеме изменения климата. Эта группа исследователей сформировалась во время работы М.И.Будыко в качестве директора Главной геофизической обсерватории (ГГО) и затем в 1975 г. перешла в Государственный гидрологический институт (ГГИ), где был создан отдел исследований изменений климата и влагооборота. Возникновение научного подразделения, целью которого было исследование антропогенных изменений климата, поддержал Ю.А.Израэль, который в это время возглавлял Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР и во многом разделял концепцию о возможности глобального изменения климата антропогенной природы и развивал идею о необходимости адаптации к новым климатическим условиям. За период 1975-2001 гг. отдел изменения климата и влагооборота ГГИ превратился в довольно сильное научное подразделение, которое занималось теоретическим исследованием изменения климата и практическим применением полученных результатов. В это время были подготовлены и опубликованы десятки статей и фундаментальные монографии по изменению климата и адаптации к этим изменениям: «Глобальная экология» (1977), «Климат в прошлом и будущем» (1980), «Эволюция биосферы» (1984), «История атмосферы» (совместно с А.Б. Роновым, и А.Л. Яншиным, 1985), «Глобальные климатические катастрофы» (соавторы Г.С. Голицын и Ю.А.Израэль, 1986).
«Наиболее актуальный вопрос, связанный с повышением содержания углекислоты в атмосфере в современную эпоху, заключается в оценке влияния сравнительно быстрых изменений концентрации углекислоты на климатические условия. Имеются данные, показывающие, что такие изменения уже заметные через несколько десятилетий могут оказать заметное влияние на морские полярные льды и на климатические условия высоких и отчасти умеренных широт» [с.32, 2]. Приведенные выдержки из работ показывает, как точно ученый предвидел будущее. Идея, предложенная М.И. Будыко, о влиянии изменений концентрации углекислого газа на термический режим атмосферы полностью подтвердилась, а прогноз прекрасно оправдался в начале ХХI столетия [1].
Согласно записям семинаров отдела изменения климата и влагооборота [7], можно воспроизвести картину развития и формирования концепции глобального антропогенного изменения климата и адаптации к ним. Наиболее важными проблемами являются связь между изменением климата и производством продукции сельского хозяйства, влиянием изменения осадков на урожай, влиянием на водные ресурсы и гидрологический режим водных объектов суши и др. На семинарах обсуждалась варианты решения этих проблем, реальность постановки задачи и построения численных моделей [7]. «Нет сомнения в том, что обсуждаемая тема важна, но нужно уже сейчас определить конкретного потребителя этих результатов, провести экономические расчеты, поскольку это представляет интерес для широкого круга потребителей» [7]. Не менее важными проблемами, которые обсуждались на семинарах, являются проблема вечной мерзлоты и ее влияние на современный климат на континентах, положительные и отрицательные моменты, возникающие в связи с изменением вечной мерзлоты в регионах, проблема аэрозоля и его роли в колебаниях климата и в управлении глобальным климатом и др.
В конце 1970-х начале 1980-х гг. была проведена серия совместных научных совещаний ученых социалистических стран и СССР, посвященные проблемам антропогенного изменения климата и советско-американских конференций и симпозиумов, связанных с работой «климатической» рабочей группы (РГ-8), сопредседателем которой с 1972 г. был М.И.Будыко. Международные конференции и симпозиумы по изменению климата проводились практически ежегодно в разных регионах: в Ташкенте (1976), в Ленинграде (1977), в Душанбе (1978), в Тбилиси (1979), в Ленинграде (1981) и за рубежом. Каждая из конференций по изменению климата имела актуальную научную тематику международного сотрудничества. Так, симпозиум в Ташкенте был посвящен моделированию колебаний климата, в Ленинграде — структуре современного климата и его изменениям, в Душанбе — проблемам углекислого газа и климата, в Тбилиси — моделированию климата, климатическим изменениям и статистической обработке данных (более подробная информация содержится в текстах семинарах [7]). Успешная деятельность «климатической» рабочей группы (РГ-8) инициировала программу международного сотрудничества в области изменения климата, чем предопределили направление действий ООН по окружающей среде [4].
В 1988 году решением ООН по окружающей среде была создана постоянно действующая международная организация — Межправительственная группа экспертов по изменению климата / Intergovernmental Panel on Climate Change (МГЭИК/IPCC) под эгидой Всемирной метеорологической организации (ВМО). Целью работы МГЭИК была оценка риска глобального изменения климата, вызванного техногенными факторами (действиями человека) и социально-экономических последствий его воздействий на устойчивое развитие, региональные изменения и разработка мер по адаптации и смягчению этих воздействий. МГЭИК принадлежит особая роль в формировании глобальной климатической политики. За время своей деятельности с 1988 по настоящее время МГЭИК опубликовала 6 Оценочных Докладов об изменении климата и его последствиях [8]. В Докладах выявлены антропогенные и естественные изменения состояния окружающей среды, дана оценка возможности адаптации к фактическим и ожидаемым изменениям климата, разработаны и намечены меры для приостановки дальнейшего роста температуры земной поверхности. Таким образом, изменение состояния окружающей природной среды стало одной из важнейших проблем ХХI века. Концепции глобального изменения климата, зародившись в рамках научного исследования, превратилась в комплексную проблему устойчивого развития, и могут повлиять на жизни людей, на состояние животного и растительного мира во всех регионах планеты, а некоторые последствия станут ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития.
Первым международным соглашением, принятым на основании результатов деятельности МГЭИК и Рамочной конвенции ООН, стал Киотский протокол (1997 г.). Согласно документу все страны были обязаны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов (углекислого газа, метана, фторуглеводородов, фторуглеродов, закиси азота, гексафторида серы) на период 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. Действие Киотского протокола несколько раз продлевали, а в 2017 г было подготовлено и принято Парижское соглашение, в основу которого заложена концепция нахождения баланса между снижением выбросов и объемами финансовой помощи для развивающихся стран. Согласно соглашению, чтобы избежать потерь и ущерба в результате воздействий изменения климата, страны должны предпринимать действия по сохранению и увеличению различных поглотителей и накопителей (включая леса) за счет развитие сектора возобновляемой энергетики, широкого распространения мер углеродного регулирования и низкоуглеродной экономики.
Первым политическим документом в России в области изменения климата стала Экологическая доктрина (распоряжение правительства РФ от 31 августа 2002 года) действующая без изменений и в настоящее время. Однако вопросам изменения климата в Экологической доктрине был отведен всего один пункт. В 2009 г. была принята первая Российская Климатическая доктрина, в которой изложены принципы действий по проблеме изменения климата, признана роль антропогенного воздействия на климатическую систему, оценены отрицательные и положительные воздействия на здоровье населения, экономику и природу страны. Документ содержит 19 страниц и 6 разделов, содержащих 44 пункта. Климатическая доктрина подчеркивает необходимость как адаптации к изменениям климата, так и снижения выбросов парниковых газов, причем одновременно всеми крупнейшими странами, что способствует решению этой важной глобальной проблемы. В 2023 году была утверждена обновленная Климатическая доктрина, которая сменила документ 2009 года [3]. В новой доктрине, которая содержит 21 страницу, 5 разделов и 70 пунктов, в отличие от документа 2009 года, учитываются стратегические ориентиры РФ и содержатся целевые показатели. Доктрина 2023 года является основой формирования и реализации политики в области климата. Основной целью доктрины является достижение Россией углеродной нейтральности- равновесия выбросов и поглощений СО2 – к 2060 году [3].
В 2013 г. Министерство экономического развития представило прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [4]. В 2019 году был утвержден Правительством РФ Национальный план мероприятий по адаптации к изменениям климата (Распоряжению правительства РФ от 2.12.2019 №3183-р ), который включал 3 этапа: первый этап 2020- 2022 гг.; второй этап 2023-2025 гг.; третий этап 2026 — 2028 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 11 марта 2023 г. № 559-р).
На ХХIII Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», который прошел в Санкт-Петербурге в 2023 г., были представлены результаты разработки отраслевых и региональных планов адаптации к изменениям климата в России. Пилотными регионами стали Республика Крым, Ямало-Ненецкий АО и Сахалинская область. По состоянию на 17.03.2023 40 регионов приняли планы адаптации к изменениям климата, 10 районов продолжают разработку и 3 региона имеют наработки для дальнейшей актуализации. Планы адаптации к изменениям климата включают совершенствование механизма страхования с учетом рисков стихийных бедствий, создание и внедрение новых технологических решений, направленных на изучение климата, формирование перечня лучших практик по адаптации отраслей экономики к климатическим изменениям, мониторинг и оценку эффективности адаптационных мер. Согласно результатам исследований уязвимыми к изменениям климата отраслями являются сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие отрасли; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха. До конца 2025 года намечено создание специального информационного ресурса со сценариями изменения климата на территории России. Портал поможет проводить оценку возможного экономического ущерба от климатических воздействий и составлять сводный перечень климатически уязвимых объектов.
На круглом столе в ходе ХХIII Международного экологического форума «День Балтийского моря» обсуждались лучшие практики по адаптации к изменениям климата. Это были сообщения о реализации государственных программ в Москве, Ростове на Дону и Санкт-Петербурге и др.
Разработка проекта по адаптации к климатическим изменениям на Международном экологическом форуме была представлена представителем мэрии г. Москва. Несмотря на активное развитие города, рост индекса промышленного производства, увеличение объемов вводимой недвижимости, было достигнуто существенное снижение выбросов парниковых газов: на 18% от уровня 2013 года. Из разработанных сценариев адаптации для столичного региона выбран наиболее эффективный сценарий, основанный на оценке уязвимости экономики и городского хозяйства к климатическим изменениям, предложены и обоснованы меры адаптации (теплоэнергетического, коммунального комплексов, насаждения и зеленый фонд). Для обсуждения вопросов устойчивого развития был организован информационный ресурс «Климатическая платформа» (climate-change.moscow.), который представляет собой социальную сеть для обсуждения проблем адаптации к изменению климата. В работе платформы участвуют эксперты, публикуются аналитические и научные статьи, предлагаются эффективные решения.
Для адаптации Ростовской области к изменениям климата были использованы оценки наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата на середину и конец XXI века, проведено районирование области по величине погодно-климатических рисков, разработаны и обоснованы 38 мероприятий, направленных на адаптацию экономики, сельского хозяйства и социальной сферы области.
Для Санкт-Петербурга отмечено, что за последние 20-30 лет климат изменился от переходного континентального к морскому типу и стал приобретать черты, свойственные некоторым приморским городам юга Европы. Основные экологические последствия изменения климата для Санкт-Петербурга связаны с увеличением на 15-20% объема загрязненных вод ливневого поверхностного стока с улиц и площадей города, подъемом уровня воды в Балтийском море и подтопление. Наиболее уязвимые к изменениям климата территории для промышленной инфраструктуры Санкт-Петербурга и окрестностей располагаются вблизи побережий восточной части Финского залива, участки песчаных пляжей, не защищенные природные территории (заказник «Западный Котлин», памятник природы «Комаровский берег», «Поляна Бианки» и др.) В зоне особого внимания из-за специфики повторяемости паводков — Нижнесвирский заповедник.
Приведенные примеры позволяют утверждать, что Национальный план мероприятий адаптации к изменениям климата Минэкономразвития РФ успешно развивается:
- для 40 регионов РФ приняли планы и разработаны сценарии адаптации, выбраны наиболее эффективные сценарии адаптации, разработана система мероприятий по адаптации к изменениям климата, 10 районов продолжают их разработку;
- выявлены уязвимые к изменениям климата отрасли хозяйства и наиболее уязвимые к изменениям климата территории России, проведена оценка уязвимости экономики и городского хозяйства к климатическим изменениям.
Из всего выше сказанного можно сказать, что за последние 50 лет концепция глобального изменения климата и адаптации к экологическим и социально-экономическим последствиям была признана, пройдя путь от гипотезы, научного исследования до формирования и реализации политики в области климата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борзенкова И.И. 2019. Академик Михаил Иванович Будыко – основоположник физической климатологии. К 100-летию со дня рождения (20.01.1920-10.12.2001) –Фундаментальна и прикладная климатология, 4/2019, с.5-29.
2.Будыко М.И. Климат и жизнь. – Л., Гидрометеоизд, 1971. – 470 с.
3. Климатическая доктрина РФ. 2023. Распоряжение президента РФ от 26.10.2009 № 812 « Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации»
4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. Москва, 2013. www.economy.gov.ru
5. Man’s Impact on the Global Environment. – The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, 1970. – 289 р.
6. Inadvertent Climate Modification (SMIC), Cambridge, Massachusetts and London: MIT , –1971. –306 p. (Русск. Пер.: Непреднамеренные воздействия на климат.1974.Л., Гидрометеоиздат. – 260 с.)
7. https://blog.limbit.ru Хроника концепции глобального изменения климата (с 1973 по 1985 гг.)
8.https://ipcc.ch/report/srcc IPCC Sixth Assessment Report
